История

Возникновение научной школы базируется на идеях программированного обучения, и теории управления сложными системами, которые активно разрабатывались в СССР в начале 60-х годов. Основоположниками программированного обучения являлись американские психологи Б. Скиннер, Н. Краудер, Г. Паск. При этом каждый из них проповедовал разные подходы в обучении. Так, например, Б. Скиннер был сторонником линейного программирования, Н. Краудер — разветвленного, Г. Паск — адаптивного. Конечно, в нашей стране (тогда СССР) к программированному обучению относились весьма критически и не воспринимали те идеи, на которых программированное обучение строилось. А строилось оно на идеях бихевиоризма, чуждого, как говорилось тогда поведенческого подхода к обучению (стимул-реакция). Поэтому началась работа по обоснованию программированного обучения на основе использования психологических теорий, разрабатываемых советскими психологами, как теория поэтапного формирования умственных действий (Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф.), теория алгоритмизации обучения (Ланда Л.Н.), теория установления ассоциативных связей (Самарин Ю.А., Эсаулов Ю.А.) и др.

Большой школой для становления научных идей послужило то, что, параллельно обучаясь в аспирантуре в ГЦОЛИФКе в 70-х годах прошлого столетия мне посчастливилось учиться на факультете программированного обучения при Политехническом музее в Москве, организованном основоположниками программированного обучения в нашей стране академиком А. И. Бергом и д.п.н. профессором И. И. Тихоновым. На факультет приглашались многие ведущие специалисты, которые делились своими теориями, опытом, среди них такие известные педагоги и психологи как, Н. Ф. Талызина, Т. А. Ильина, С. И. Архангельский, Л. Н. Ланда, В. П. Беспалько, Н. Д. Никандров, А. М. Дорошкевич, А. Я. Лернер, В. В. Давыдов, А. В. Брушлинский и др. Анализ их подходов к программированному обучению позволил создать серию обучающих программ по гимнастике, подготовить и успешно защитить кандидатскую диссертацию в 1978 году.

Однако в те годы многие идеи программированного обучения вручную, т.е. без соответствующих технических средств и особенно компьютеров, невозможно было реализовать. Появление первых отечественных бытовых компьютеров и их использование на математическом факультете УдГУ позволило нам создать первые компьютерные программы для тестирования студентов педагогического факультета физической культуры. Но в то время возможности этих компьютеров были весьма ограничены. Значительные перемены произошли с появлением современных компьютеров и Интернет. Это позволило создавать современные программно-педагогические средства такие, например, как мультимедийные обучающие системы, мультимедийные контролирующие программы и тесты, базы данных образовательного назначения с включением аудио, фото и видео, Интернет-ресурсы образовательного назначения, мультимедийные лекции-презентации, цифровые видеофильмы и т.д. Именно в этих средствах в значительной степени реализуются те идеи программированного обучения, которые были заложены еще в прошлом веке — это интерактивность, оперативность сбора и переработки информации, мультимедийность сообщаемой информации, возможность моделирования педагогического процесса и управления им.

В связи с этим можно утверждать, что начало возникновения научной школы относится к 80-м годам прошлого столетия когда на педагогическом факультете физической культуры была зарегистрирована общефакультетская тема научных исследований «Исследование эффективности программированного обучения и технических средств по спортивно-педагогическим дисциплинам» (1981−1985 годы). Основной задачей этого этапа было создание различных программированных материалов по спортивно-педагогическим дисциплинам, разработка методики их создания и использования в учебном процессе студентов факультетов физической культуры. Результаты проведенных исследований нашли отражение в серии научных статей и материалов научно-практических конференций, в том числе в материалах первой в истории педагогического факультета физической культуры УдГУ Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование физкультурно-массовой и спортивной работы со студентами вузов в свете требований Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 года «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта»: Тез. докладов Всероссийской научно-практической конференции 1−4 июня 1983 года / Под ред. П. К. Петрова. — Ижевск: УдГУ, 1983. 142 с.

На втором этапе (1986−1990 годы) исследования продолжались по теме «Программированное обучение и методика применения технических средств по спортивно-педагогическим дисциплинам». Продолжалось создание различных вариантов программированных материалов и их использование с помощью технических средств (проекторов, автоматизированных классов, персональных компьютеров «Электроника-БК-0010» и дисплейного класса «Ямаха». Результаты проведенных исследований нашли отражение в двух основных работах: П. К. Петров. Программированное обучение в физическом воспитании школьников: В помощь учителю физической культуры. Устинов: Удмуртия, 1986. 86 с. и в учебном пособии П. К. Петрова «Основы программированного обучения в физическом воспитании». Устинов, УдГУ, 1987. 106 с. Рекомендован Проблемным советом по педагогике высшей школы Минвуза РСФСР.

Третий этап (1991−1995 годы) осуществлялся по теме НИР «Компьютеризация обучения по спортивно-педагогическим дисциплинам». На этом этапе основное внимание уделялось освоению возможностей ПК IBM PC, модернизации ранее созданных программно-педагогических средств, созданию и накоплению большого объема видеоматериалов, пересмотру содержания профессионально-педагогической подготовки студентов по спортивно-педагогическим дисциплинам.

Четвертый этап (1996−2000 годы). Исследования продолжались по теме НИР «Новые информационные технологии обучения в профессионально-педагогической подготовке студентов педагогического факультета физической культуры». Большое внимание было уделено освоению современных ИКТ (мультимедиа-технологий, Интернет-технологий и др.), разработке структуры, содержания и этапов подготовки мультимедийных обучающих систем по различным спортивно-педагогическим дисциплинам, дальнейшему развитию методической системы обучения на основе современных ИКТ. С 1999 года тема исследования вошла в программу важнейших научных исследований ИИО РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», подпрограмма «Совершенствование педагогических технологий на базе информатизации и коммуникации» и продолжается по настоящее время. Основным координатором этих исследований является директор ИИО РАО, академик РАО. И. В. Роберт. В проведении научных исследований участвуют студенты, выполняющие дипломные работы, аспиранты и соискатели. Большой вклад в развитие научной школы оказали О. Б. Дмитриев, к.п.н., Э. Р. Ахмедзянов, к.т.н., Л. Б. Фоменко, к.п.н. и многие преподаватели факультета. Результаты проведенных исследований находят отражение в материалах многочисленных Всероссийских и Международных конференций и конгрессов, в монографиях, учебниках и учебных пособиях, статьях в ведущих научных журналов.